Программа объединения по интересам  «Патриот»

 Общие положения

Программа объединения по интересам «Патриот» разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи».

Актуальность программы. Программа объединения по интересам «Патриот» военно-патриотического профиля предназначена для совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи, способствует получению и закреплению знаний, умений и навыков по гуманитарным и естественным наукам, допризывной подготовке обучающихся.

Цель: формирование патриотических качеств личности, воспитание у учащихся высокой гражданской ответственности, положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности.

Задачи:

формировать у учащихся представления о военной службе и воинском долге;

формировать специальные профессиональные знания, умения и навыки военной подготовки;

углубить знания об историческом прошлом и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

создавать условия для социализации и саморазвития личности учащихся, выявления их профессиональных интересов и склонностей;

формировать всестороннюю готовность к военно-профессиональной деятельности;

формировать систему гражданских и патриотических ценностей, национальное самосознание на основе государственной идеологии и исторического прошлого своего народа;

воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья;

способствовать организации содержательного досуга, профилактике вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.

Типовая программа военно-патриотического профиля включает образовательную область: «Подготовка к военной службе».

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 15 до 18 лет. Занятия проводятся 1 (2) раза в неделю. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 35 недель.

Программа рассчитана на 140 часов. Норма наполняемости объединения по интересам составляет – от 12 до 15 учащихся. Срок реализации программы: 1 год.

Основной формой организации образовательного процесса является занятие: теоретическое и практическое.

Основными методами реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля являются:

беседа, рассказ, диспут, лекция, пример;

методы организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация).

методы стимулирования военно-патриотической деятельности (дифференцированное обучение, соревнование, участие в слетах, походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха);

методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в соревнованиях и слетах).

Формы подведения итогов – поход, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра, соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Название разделов, тем

Количество учебных часов

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Идеологическая подготовка. Страницы военной истории

8

4

4

2.

Военная политика Республики Беларусь

6

2

4

3.

Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования

6

2

4

4.

Основы военной подготовки

34

6

28

4.1

Тактическая подготовка

5

1

4

4.2

Разведывательная подготовка

5

1

4

4.3

Инженерная подготовка

5

1

4

4.4

Огневая подготовка

7

1

6

4.5

Строевая подготовка

8

-

8

4.6

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь

4

2

2

5.

Пограничная подготовка

9

3

6

5.1

Основы пограничной службы в Республике Беларусь

3

1

2

5.2

Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь

1

1

-

5.3

Следопытство

5

1

4

6.

Пожарно-спасательная подготовка

11

3

8

7.

Гражданская оборона

6

2

4

8.

Ориентирование. Топографическая подготовка

11

3

8

9.

Медицинская подготовка

9

3

6

10.

Военно-прикладная физическая подготовка

9

-

9

11.

Основы туристской подготовки

11

2

9

12.

Военно-патриотическая песня

5

-

5

13.

Военно-прикладные виды спорта

13

-

13

 

Всего

140

31

109

 

 Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с целями и задачами программы объединения по интересам. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях

Практические занятия.

Диагностика знаний учащихся на начало учебного года.

  1. Идеологическая подготовка. Страницы военной истории

Истоки и становление белорусской государственности. Конституция Республики Беларусь. Государственная символика. Памятные даты в военной истории. Примеры мужества и героизма белорусского народа в различные периоды истории Отечества. Выдающиеся полководцы. Герои Беларуси. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Вклад белорусского народа в Победу над фашизмом.

Практические занятия.

Викторины «Я – гражданин Республики Беларусь», «Памятные даты военной истории в моем крае», «Герои моей страны». Подготовка исследовательского проекта «Их именами названы улицы».

  1. Военная политика Республики Беларусь

Военная доктрина Республики Беларусь. Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости. Военные профессии (специальности). Условия и порядок прохождения военной службы по контракту. Система подготовки военных кадров.

Практические занятия.

Проведение урока мужества, беседы «Есть такая профессия – Родину защищать». Просмотр видеофильма о подготовке офицерских кадров в учреждениях высшего образования. Встреча с ветеранами Вооруженных Сил Республики Беларусь, участниками локальных военных конфликтов.

  1. Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования

История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Состав и назначение Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Практические занятия.

Посещение соединений, воинских частей и подразделений разных ведомств. Ознакомление с особенностями военной службы и распорядком дня. Ознакомление с вооружением, военной и специальной техникой воинской части. Просмотр тематических видеороликов.

  1. Основы военной подготовки
    • Тактическая подготовка

Основы обороны. Основы расположения на месте и сторожевого охранения. Особенности организации охранения. Оборудование блокпоста. Условные тактические обозначения. Основы наступления. Управление отделением в бою. Условные тактические обозначения.

Практические занятия.

Передвижение на поле боя: перебежки и переползание с использованием местности и местных предметов. Действия по командам и сигналам командира. Основы ведения рукопашного боя.

  • Разведывательная подготовка

Вооруженные силы иностранных государств. Признаки расположения на местности. Действия наблюдателя при ведении разведки. Наблюдательный пост. Взвод в боевом разведывательном дозоре в наступлении.

Практические занятия.

Выбор, оборудование и маскировка места для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов, составление схемы местности.

  • Инженерная подготовка

Фортификационное оборудование позиций, их назначение, характеристики. Инженерные мероприятия по маскировке позиций. Мины. Инженерные заграждения, их устройство и преодоление.

Практические занятия.

Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата (лежа, с колена и стоя). Установка одиночных мин. Преодоление заминированного участка местности (минного поля)

  • Огневая подготовка

История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.

Практические занятия.

Знакомство с макетами боеприпасов. Неполная сборка и разборка автомата Калашникова. Снаряжение магазина. Изготовка к стрельбе и производство выстрела на учебно-тренировочных и тренажерных средствах.

  • Строевая подготовка

Практические занятия.

Движение строевым шагом, выполнение команд «Строевым шагом – МАРШ», «Шагом – МАРШ», при движении «СМИРНО», «ВОЛЬНО», выполнение поворотов в движении, команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ». Движение строевым и походным шагом в составе взвода. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», выполнение поворотов на месте, команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». Строи отделения, взвода. Прохождение торжественным маршем.

  • Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Основные воинские традиции и ритуалы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Воинский этикет и культура поведения. Воинская дисциплина. Суточный наряд роты. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчиненные. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих. Военная присяга.

Практические занятия.

Встреча с молодыми военнослужащими. Участие в принятии Военной присяги.

  1. Пограничная подготовка
    • Основы пограничной службы в Республике Беларусь

Законодательство о Государственной границе Республики Беларусь. Общие положения законодательства об органах пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Правовой статус военнослужащих.

Практические занятия.

Проведение встреч, бесед с сотрудниками органов пограничной службы. Интерактивное занятие «Что я знаю о пограничной службе».

  • Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь

Установление и изменение Государственной границы Республики Беларусь, прохождение и изменение ее на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков. Режим Государственной границы Республики Беларусь. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при охране Государственной границы Республики Беларусь. Режим в пунктах пропуска.

  • Следопытство

Понятие о следопытстве. Классификация следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств.

Практические занятия.

Изучение и поиск утерянных следов. Ухищренные следы и их распознавание. Выполнение индивидуальных практических заданий.

  1. Пожарно-спасательная подготовка

История развития пожарной аварийно-спасательной службы. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация первичных средств пожаротушения, способы их применения. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований. Виды средств защиты органов дыхания, специфика использования, технические характеристики. Свойства боевой одежды, виды, способы изготовления, состав и комплектность снаряжения. Виды пожарных лестниц, их технические характеристики, параметры, область применения. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Практические занятия.

Ознакомление с пожарно-техническим вооружением подразделений по чрезвычайным ситуациям. Выездные занятия в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям. Проведение встреч, бесед, уроков мужества.

  1. Гражданская оборона

Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической разведки.

Практические занятия.

Практические занятия по защите в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  1. Ориентирование. Топографическая подготовка

Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте.

Практические занятия.

Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.

  1. Медицинская подготовка

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой помощи. Алгоритм действий по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Практические занятия.

Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.

  1. Военно-прикладная физическая подготовка

Практические занятия.

Комплекс вольных упражнений. Метание гранат. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Самостраховка в рукопашном бою. Приемы комплекса рукопашного боя. Упражнения, направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты. Ускоренное передвижение. Преодоление туристской полосы препятствий.

  1. Основы туристской подготовки

Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления туристских препятствий. Охрана природы.

Практические занятия.

Вязание узлов. Отработка приемов преодоления туристских препятствий. Участие в походах, спортивных соревнованиях по технике пешеходного туризма

  1. Военно-патриотическая песня

Практические занятия

Разучивание и исполнение строевой песни. Движение взвода с исполнением строевой песни.

  1. Военно-прикладные виды спорта

Практические занятия.

Военно-спортивное многоборье, военная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, прикладное плавание, преодоление туристской полосы препятствий, стрелковый спорт, упражнения на специальных снарядах и ускоренные передвижения (кросс, марш-бросок), другие виды спорта. Участие в спортивных соревнованиях.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

основы идеологии белорусского государства;

основные вехи военной истории белорусского народа;

основы воинской и пограничной подготовки;

основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

правила ведения поисковых работ;

правила ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий;

В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

работать с историческими документами в архивах, музеях, с литературой, анализировать информацию, представленную в разных источниках; выполнять строевые приемы и команды;

оказывать первую медицинскую доврачебную помощь;

оборудовать туристский лагерь;

работать со сведениями по топографической подготовке;

владеют основами поисково-исследовательской работы.

 


 Литература и информационные ресурсы

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 янв. 2022 г. № 154-3. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. -
    512 с.
  2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011, № 149 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 318) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238827&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 22.08.2024.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020г.№312. [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. - Режим доступа: https://edu.gov.by/molodezhnaya-politika/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsiya/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи». [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.08.2024, 8/41011 https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441011p
  5. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.08.2019, № 525 (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 № 29, от 31.08.2022 № 570, от 15.11.2022 № 780) // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy. – Дата доступа: 22.08.2024.
  6. Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. – Минск : Университетское, 1985.
  7. Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. – Минск: РИВШ, 2015. – 253 с.
  8. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
  9. Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый): Вучэб. дап. /

В.І. Галубовіч [і інш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.І. Галубовіча і Ю.М. Бохана. – Мінск : Экаперспектыва, 2023. – 472 с.