Программа объединения по интересам «Патриот»
Общие положения
Программа объединения по интересам «Патриот» разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи».
Актуальность программы. Программа объединения по интересам «Патриот» военно-патриотического профиля предназначена для совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи, способствует получению и закреплению знаний, умений и навыков по гуманитарным и естественным наукам, допризывной подготовке обучающихся.
Цель: формирование патриотических качеств личности, воспитание у учащихся высокой гражданской ответственности, положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности.
Задачи:
формировать у учащихся представления о военной службе и воинском долге;
формировать специальные профессиональные знания, умения и навыки военной подготовки;
углубить знания об историческом прошлом и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;
создавать условия для социализации и саморазвития личности учащихся, выявления их профессиональных интересов и склонностей;
формировать всестороннюю готовность к военно-профессиональной деятельности;
формировать систему гражданских и патриотических ценностей, национальное самосознание на основе государственной идеологии и исторического прошлого своего народа;
воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья;
способствовать организации содержательного досуга, профилактике вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.
Типовая программа военно-патриотического профиля включает образовательную область: «Подготовка к военной службе».
Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 15 до 18 лет. Занятия проводятся 1 (2) раза в неделю. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 35 недель.
Программа рассчитана на 140 часов. Норма наполняемости объединения по интересам составляет – от 12 до 15 учащихся. Срок реализации программы: 1 год.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие: теоретическое и практическое.
Основными методами реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля являются:
беседа, рассказ, диспут, лекция, пример;
методы организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация).
методы стимулирования военно-патриотической деятельности (дифференцированное обучение, соревнование, участие в слетах, походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха);
методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в соревнованиях и слетах).
Формы подведения итогов – поход, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра, соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество учебных часов |
||
Всего часов |
в том числе |
|||
теоретических |
практических |
|||
|
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
1. |
Идеологическая подготовка. Страницы военной истории |
8 |
4 |
4 |
2. |
Военная политика Республики Беларусь |
6 |
2 |
4 |
3. |
Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования |
6 |
2 |
4 |
4. |
Основы военной подготовки |
34 |
6 |
28 |
4.1 |
Тактическая подготовка |
5 |
1 |
4 |
4.2 |
Разведывательная подготовка |
5 |
1 |
4 |
4.3 |
Инженерная подготовка |
5 |
1 |
4 |
4.4 |
Огневая подготовка |
7 |
1 |
6 |
4.5 |
Строевая подготовка |
8 |
- |
8 |
4.6 |
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь |
4 |
2 |
2 |
5. |
Пограничная подготовка |
9 |
3 |
6 |
5.1 |
Основы пограничной службы в Республике Беларусь |
3 |
1 |
2 |
5.2 |
Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь |
1 |
1 |
- |
5.3 |
Следопытство |
5 |
1 |
4 |
6. |
Пожарно-спасательная подготовка |
11 |
3 |
8 |
7. |
Гражданская оборона |
6 |
2 |
4 |
8. |
Ориентирование. Топографическая подготовка |
11 |
3 |
8 |
9. |
Медицинская подготовка |
9 |
3 |
6 |
10. |
Военно-прикладная физическая подготовка |
9 |
- |
9 |
11. |
Основы туристской подготовки |
11 |
2 |
9 |
12. |
Военно-патриотическая песня |
5 |
- |
5 |
13. |
Военно-прикладные виды спорта |
13 |
- |
13 |
|
Всего |
140 |
31 |
109 |
Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с целями и задачами программы объединения по интересам. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях
Практические занятия.
Диагностика знаний учащихся на начало учебного года.
- Идеологическая подготовка. Страницы военной истории
Истоки и становление белорусской государственности. Конституция Республики Беларусь. Государственная символика. Памятные даты в военной истории. Примеры мужества и героизма белорусского народа в различные периоды истории Отечества. Выдающиеся полководцы. Герои Беларуси. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Вклад белорусского народа в Победу над фашизмом.
Практические занятия.
Викторины «Я – гражданин Республики Беларусь», «Памятные даты военной истории в моем крае», «Герои моей страны». Подготовка исследовательского проекта «Их именами названы улицы».
- Военная политика Республики Беларусь
Военная доктрина Республики Беларусь. Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости. Военные профессии (специальности). Условия и порядок прохождения военной службы по контракту. Система подготовки военных кадров.
Практические занятия.
Проведение урока мужества, беседы «Есть такая профессия – Родину защищать». Просмотр видеофильма о подготовке офицерских кадров в учреждениях высшего образования. Встреча с ветеранами Вооруженных Сил Республики Беларусь, участниками локальных военных конфликтов.
- Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования
История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Состав и назначение Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
Практические занятия.
Посещение соединений, воинских частей и подразделений разных ведомств. Ознакомление с особенностями военной службы и распорядком дня. Ознакомление с вооружением, военной и специальной техникой воинской части. Просмотр тематических видеороликов.
- Основы военной подготовки
- Тактическая подготовка
Основы обороны. Основы расположения на месте и сторожевого охранения. Особенности организации охранения. Оборудование блокпоста. Условные тактические обозначения. Основы наступления. Управление отделением в бою. Условные тактические обозначения.
Практические занятия.
Передвижение на поле боя: перебежки и переползание с использованием местности и местных предметов. Действия по командам и сигналам командира. Основы ведения рукопашного боя.
- Разведывательная подготовка
Вооруженные силы иностранных государств. Признаки расположения на местности. Действия наблюдателя при ведении разведки. Наблюдательный пост. Взвод в боевом разведывательном дозоре в наступлении.
Практические занятия.
Выбор, оборудование и маскировка места для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов, составление схемы местности.
- Инженерная подготовка
Фортификационное оборудование позиций, их назначение, характеристики. Инженерные мероприятия по маскировке позиций. Мины. Инженерные заграждения, их устройство и преодоление.
Практические занятия.
Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата (лежа, с колена и стоя). Установка одиночных мин. Преодоление заминированного участка местности (минного поля)
- Огневая подготовка
История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.
Практические занятия.
Знакомство с макетами боеприпасов. Неполная сборка и разборка автомата Калашникова. Снаряжение магазина. Изготовка к стрельбе и производство выстрела на учебно-тренировочных и тренажерных средствах.
- Строевая подготовка
Практические занятия.
Движение строевым шагом, выполнение команд «Строевым шагом – МАРШ», «Шагом – МАРШ», при движении «СМИРНО», «ВОЛЬНО», выполнение поворотов в движении, команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ». Движение строевым и походным шагом в составе взвода. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», выполнение поворотов на месте, команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». Строи отделения, взвода. Прохождение торжественным маршем.
- Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь
Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Основные воинские традиции и ритуалы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Воинский этикет и культура поведения. Воинская дисциплина. Суточный наряд роты. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчиненные. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих. Военная присяга.
Практические занятия.
Встреча с молодыми военнослужащими. Участие в принятии Военной присяги.
- Пограничная подготовка
- Основы пограничной службы в Республике Беларусь
Законодательство о Государственной границе Республики Беларусь. Общие положения законодательства об органах пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Правовой статус военнослужащих.
Практические занятия.
Проведение встреч, бесед с сотрудниками органов пограничной службы. Интерактивное занятие «Что я знаю о пограничной службе».
- Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь
Установление и изменение Государственной границы Республики Беларусь, прохождение и изменение ее на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков. Режим Государственной границы Республики Беларусь. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при охране Государственной границы Республики Беларусь. Режим в пунктах пропуска.
- Следопытство
Понятие о следопытстве. Классификация следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств.
Практические занятия.
Изучение и поиск утерянных следов. Ухищренные следы и их распознавание. Выполнение индивидуальных практических заданий.
- Пожарно-спасательная подготовка
История развития пожарной аварийно-спасательной службы. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация первичных средств пожаротушения, способы их применения. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований. Виды средств защиты органов дыхания, специфика использования, технические характеристики. Свойства боевой одежды, виды, способы изготовления, состав и комплектность снаряжения. Виды пожарных лестниц, их технические характеристики, параметры, область применения. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Практические занятия.
Ознакомление с пожарно-техническим вооружением подразделений по чрезвычайным ситуациям. Выездные занятия в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям. Проведение встреч, бесед, уроков мужества.
- Гражданская оборона
Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической разведки.
Практические занятия.
Практические занятия по защите в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Ориентирование. Топографическая подготовка
Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте.
Практические занятия.
Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
- Медицинская подготовка
Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой помощи. Алгоритм действий по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Практические занятия.
Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.
- Военно-прикладная физическая подготовка
Практические занятия.
Комплекс вольных упражнений. Метание гранат. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Самостраховка в рукопашном бою. Приемы комплекса рукопашного боя. Упражнения, направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты. Ускоренное передвижение. Преодоление туристской полосы препятствий.
- Основы туристской подготовки
Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления туристских препятствий. Охрана природы.
Практические занятия.
Вязание узлов. Отработка приемов преодоления туристских препятствий. Участие в походах, спортивных соревнованиях по технике пешеходного туризма
- Военно-патриотическая песня
Практические занятия
Разучивание и исполнение строевой песни. Движение взвода с исполнением строевой песни.
- Военно-прикладные виды спорта
Практические занятия.
Военно-спортивное многоборье, военная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, прикладное плавание, преодоление туристской полосы препятствий, стрелковый спорт, упражнения на специальных снарядах и ускоренные передвижения (кросс, марш-бросок), другие виды спорта. Участие в спортивных соревнованиях.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
основы идеологии белорусского государства;
основные вехи военной истории белорусского народа;
основы воинской и пограничной подготовки;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
правила ведения поисковых работ;
правила ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий;
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
работать с историческими документами в архивах, музеях, с литературой, анализировать информацию, представленную в разных источниках; выполнять строевые приемы и команды;
оказывать первую медицинскую доврачебную помощь;
оборудовать туристский лагерь;
работать со сведениями по топографической подготовке;
владеют основами поисково-исследовательской работы.
Литература и информационные ресурсы
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 янв. 2022 г. № 154-3. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. -
512 с. - Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011, № 149 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 318) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238827&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 22.08.2024.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020г.№312. [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. - Режим доступа: https://edu.gov.by/molodezhnaya-politika/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsiya/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи». [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.08.2024, 8/41011 https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441011p
- «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.08.2019, № 525 (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 № 29, от 31.08.2022 № 570, от 15.11.2022 № 780) // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy. – Дата доступа: 22.08.2024.
- Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. – Минск : Университетское, 1985.
- Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. – Минск: РИВШ, 2015. – 253 с.
- Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
- Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый): Вучэб. дап. /
В.І. Галубовіч [і інш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.І. Галубовіча і Ю.М. Бохана. – Мінск : Экаперспектыва, 2023. – 472 с.