Новости Колледжа

Киберохота за несовершеннолетними: методы и мотивы злоумышленников, в онлайн-играх

Инфографика по кибербезопасности
Видеоролики по кибербезопасности
Информационные материалы можно получить посредством telegram-бота «@UPK_Brest_bot»,  доступ к которому продублирован по QR-коду    

 

Информационные материалы об актуальных способах киберпреступлений и мошенничеств, совершаемых с использованием ИКТ 

Фишинг (продажа товаров на интернет-площадках)

Фишинг — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам, паролям и иной персональной информации.

Вы размещаете объявление о продаже товара на торговой площадке, после чего мошенник в мессенджере представляется потенциальным покупателем товара и предлагает осуществить оплату посредством перевода денежных средств на Вашу банковскую платёжную карту, а также предлагает воспользоваться услугами доставки.

При общении мошенник может пояснить, что для осуществления перевода денежных средств на Вашей банковской платежной карточке должна находится сумма равная переводу, в случае если на Вашей банковской платежной карте нет данной суммы мошенник предложит Вам пополнить баланс, все это делается для того, чтобы похитить как можно большую сумму денежных средств.

В случае Вашего согласия на такой способ оплаты мошенник предоставляет ссылку, перейдя по которой Вам предложено ввести реквизиты своей банковской платежной карточки (полный номер карты, срок ее действия, CVV или CVС-код), в случае ввода указанных реквизитов, Вам на мобильный телефон поступает смс-уведомление с кодом подтверждения, после чего на сайте Вам будет предложено ввести поступивший код подтверждения, тем самым Вы подтверждаете перевод денежных средств со своей банковской платежной карты на контролируемые мошенниками банковские счета.

Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:

- вести общение с потенциальными покупателями или продавцами только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);

- ведя общение с пользователем стоит перейти на его профиль и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);

- следует воздерживаться от осуществления онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, в пользу организаций и физических лиц при отсутствии достоверных данных о том, что названные субъекты являются теми, за кого себя выдают;

- избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки. Если Вам прислали такую ссылку, то, независимо от того, кто ее прислал, прежде чем по ней перейти, следует внимательно проверить доменное имя (адрес ресурса). Сделать это можно, отыскав в интернете официальный сайт и сверив написание доменного имени. Отличие в одну букву или символ свидетельствует о том, что перед Вами ссылка на поддельный ресурс.

Запомните! Для получения перевода денежных средств нет необходимости вводить срок действия карты и CVV-код.

Фишинг (оплата коммунальных услуг)

В интернет-браузере Вы вводите в поисковой строке «оплата коммунальных услуг, после чего Вам предложены варианты ссылок, перейдя по первой предложенной ссылке вы переходите на сайт внешне схожий с сайтом интернет-банкинга. Для входа в свой личный кабинет Вам предлагается ввести логин и пароль. После ввода указанных данных, Вам на мобильный телефон поступит сеансовый ключ, который также будет предложено ввести на сайте. После ввода сеансового ключа, страница сайта зависает. В этот момент мошенники уже получили доступ к Вашему личному кабинету и совершают хищение денежных средств, имеющихся на Вашем банковском счете.

Советы, как не стать жертвой фишера.

Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:

- очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;

- для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.

Запомните! Для получения перевода денежных средств нет необходимости вводить срок действия карты и CVV-код.

Фишинг (покупка билетов в театр или кино)

Молодой человек знакомится с девушкой в интернете. Пообщавшись некоторое время в мессенджере, девушка предлагает ему встретиться в реальности, для первого свидания выбрав поход в театр. Молодого человека не удивляет, что билеты девушка предлагает купить не в театре и не через популярные сервисы для онлайн-бронирования, а на сайте, ссылку на который она сбрасывает.

Парень переходит по ссылке на сайт, который внешне схож с официальным сайтом театра города, в котором проживает молодой человек, после чего заполняет форму для оплаты, где указывает данные своей банковской платежной карты, а также код подтверждения, поступивший ему на мобильный телефон, в дальнейшем у него похищаются денежные средства.

Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:

- Внимательно относитесь к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком. Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты.

- Используйте отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии.

- Избегайте перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки. Если вам прислали такую ссылку, прежде чем по ней перейти, внимательно проверьте доменное имя (адрес ресурса). Сделать это можно, отыскав в интернете официальный сайт и сверив написание доменного имени.

- Отличие в одну букву или символ свидетельствует о том, что перед вами ссылка на поддельный ресурс.

Вишинг

Вам звонит незнакомец. Звонящий представляется работником контакт-центра или службы безопасности банка, также может представится сотрудником МВД Республики Беларусь.

Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию по Вашей карте» или «поступил запрос на онлайн-оформление кредита на Ваше имя». При этом мошенник может знать Ваше имя, а также первые или последние 6 цифр Вашей банковской платежной карточки. После чего мошенник всячески пытается узнать полные реквизиты Вашей банковской платежной карты, Ваши паспортные данные, также мошенник может попросить Вас установить такие приложения как «AnyDesk» или «RustDesk» (данные приложения дают возможность мошенникам удаленно управлять Вашим мобильным устройством), якобы для защиты мобильного приложения банка, которым Вы пользуетесь.

Звонивший сообщает, что разговор записывается и о данном разговоре никто не должен знать, в противном случае Вы будете привлечены к уголовной ответственности.

Все это делается для того, чтобы запугать человека и не дать совершить действия вне инструкции мошенника.

Никому не сообщайте свои личные данные, данные карт, защитные коды, коды из SMS! Если с картой, действительно, происходят мошеннические операции, Банк сам может ее заблокировать!

Сотрудники банковских учреждений, а также сотрудники милиции не осуществляют звонки посредством мессенджеров.

Вишинг (Мошенничество при звонке на домашний телефон)

Отдельного внимания заслуживают случаи мошенничеств под предлогом оказания помощи родственникам, которые якобы стали виновниками совершения дорожно-транспортного происшествия, и для возмещения ущерба либо не привлечения их к ответственности необходимо передать крупную сумму денег.

В ходе общения человека убеждают в том, что он разговаривает со своим близким родственником. После подключается «представитель правоохранительных органов», как правило, «следователь», который уточняет данные и адрес потерпевшего, номер мобильного телефона, он просит не прерывать телефонный звонок. В ходе разговора потерпевшего убеждают передать деньги «помощнику следователя», «адвокату». Курьер получает уточненный адрес, выезжает за деньгами. Все это время, вплоть до получения подтверждения от курьера о получении денег, потерпевший остается на связи с преступниками.

В большинстве случаев потерпевшими становятся граждане пожилого возраста.

В преступную схему в качестве курьеров вовлекаются молодые люди. Они находят сомнительную подработку в одном из мессенджеров.

Юношам и девушкам злоумышленники предлагают забирать денежные средства у одного лица и передать другому, а за это получать 5-15% от суммы денег, которые передавались.

Все курьеры являются наиболее уязвимым местом преступной организации, остальные участники максимально обезличены. После задержания они, как правило, оказывают содействие правоохранителям, при этом их осведомленность не распространяется дальше имени (никнейма) вербовщика и куратора в мессенджере.

В случае поступления звонка от имени работника правоохранительных органов о том, что близкий родственник или знакомые попали в дорожно-транспортное происшествие и им для решения вопроса о не привлечении к ответственности и оказания помощи необходимо передать какие-либо денежные средства, вам необходимо незамедлительно прекратить разговор и связаться с данным родственником. Сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят и не просят передать деньги для оказания помощи в таких ситуациях.

Не поддавайтесь панике, будьте бдительны. Для того чтобы обезопасить себя, своих близких и знакомых от таких противоправных действий проинформируйте их о ставших вам известных способах обманов.

Помните, что наиболее уязвимы перед злоумышленниками пожилые люди, поэтому чтобы уберечь их от беды, на время заберите крупные суммы денег, а также ежедневно напоминайте об опасности. 

Незаконный оборот средств платежа

Большое количество граждан по просьбе знакомых или за денежное вознаграждение открывают на свое имя счета в банках. Оформляя банковские платежные карты, пользоваться которыми не собираются, и в нарушение условий договора с банком передают реквизиты третьим лицам. Злоумышленники используют переданные в их пользование карты для перевода, легализации и обналичивания денежных средств, которые получили в результате преступной деятельности. Тем самым человек, который открыл на свое имя банковскую платёжную карту становится соучастником преступления.

Для открытия банковского счета зачастую даже не требуется приходить в банк — все можно сделать онлайн. Особое беспокойство вызывает то, что в эту преступную схему вовлекают подростков в возрасте от 16 до 18 лет, которые даже не осознают противоправности своих действий. С использованием мобильных приложений различных банков они открывают счета, регистрируют электронные кошельки, а затем сообщают злоумышленникам все данные и реквизиты.

Зачастую подростки, получив вознаграждение, по просьбе мошенников подыскивают среди своих друзей тех, кто согласится оказать такую же «услугу», получая за это дополнительную плату.

За изготовление с целью сбыта или сбыт банковских платёжных карт, а также за совершённое из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов карт либо аутентификационных данных лишением свободы на срок до шести лет.

Те же действия, совершенные повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Мошенничества на криптобиржах

С массовым внедрением криптовалют в финансовую систему возросло количество мошенничеств, связанных с криптобиржами. Киберпреступники стали все более изощренными в использовании новых технологий для выявления уязвимостей и мошеннических схем.

В социальных сетях, все чаще можно заметить рекламу сверхвыгодных инвестиционных проектов.

Как только начинающий инвестор клюет на «приманку», его направляют на сайт-опросник от «известного банка» или на красочные сайты одностраничники инвестпроекта. Чаще всего мошенники предлагают желающим быстро разбогатеть вкладываться в криптовалюты или покупку акций известных компаний. Практически каждый из проектов обещает фантастические заработки — от 4000 до 100 тысяч долларов в месяц. Задача мошенника — заставить жертву поверить в инвестпроект, чтоб та оставила свои контактные данные для связи с куратором. После заполнения анкеты, где жертва указывает свои контактные данные, зачастую в мессенджере «Телеграм» с ним связывается тот самый куратор, который будет вести его по ходу всего проекта.

Рассказав в ходе беседы про уникальный проект, где якобы специальная программа помогает зарабатывать деньги на торгах, куратор предлагает пользователю зарегистрироваться в системе и внести депозит, в основном это от 200 до 300 долларов. Если клиент сомневается, ему могут посоветовать забронировать место в проекте, внеся аванс, например, в размере 100 долларов через популярный обменник криптовалют. При подключении к системе в «личном кабинете» будущему инвестору демонстрируют успешные результаты торговли, рост его сбережений, но за красивыми цифрами скрывается пустота — все эти инвестпроекты не предполагают вывод денежных средств, только зачисление.

В ряде случаев менеджер просит сообщить данные банковской карты (включая секретные коды, поступающие на мобильный телефон), с помощью которой потенциальный «участник» планирует делать инвестиции, и якобы отправляет запрос в банк на одобрение внесения депозита. На самом деле деньги просто списываются со счета.

При зачислении первой суммы на биржу, программа якобы начинает свою деятельность по зарабатыванию денежных средств, однако никакой программы нет, а мошенники просто рисуют красивые цифры, которые желает увидеть их клиент. В связи с чем в большинстве случаев жертва не останавливается одним зачислением денежных средств на свой личный кабинет биржи. Жертва может на протяжении нескольких месяцев вкладывать свои кровно заработанные деньги в несуществующий проект, прежде чем поймет, что попался на удочку мошенников.

Не стоит терять бдительность и доверять обещаниям о легком заработке в сети. Преступные схемы совершенствуются каждый день и перед тем, как согласится инвестировать свои накопления, тщательно проверяйте сведения о выбранном интернет-ресурсе.

Мошенничества с розыгрышами бесплатных призов и денежных средств

В различных мессенджерах в основном таких как «Вайбер» неизвестные стали рассылать ссылки с приглашением поучаствовать в различных розыгрышах и получить бесплатные призы или даже денежные средства. Например, мошенники предлагают принять участия в розыгрышах, проводимых "Белпочтой" или каким-либо оператором сотовой связи.

Якобы от имени РУП «Белпочта» мошенники рассылают сообщения в мессенджерах о розыгрыше и предлагают пройти опрос, за который пользователь якобы получит денежную сумму в размере 1000 белорусских рублей. Обращаем ваше внимание, что РУП «Белпочта» не рассылает подобные сообщения и не проводит подобных розыгрышей. Напоминаем, что ни в коем случае не нужно переходить по неизвестным ссылкам, даже если они были предоставлены вашими близкими родственниками и вводить реквизиты своих банковских платежных карт, анкетные данные, в том числе используемые абонентские номера.

Внимательно изучайте адреса сайтов, на которые переходите. Зачастую мошенники регистрируют похожие домены, как у известных организаций. Заменяют, например .by на .cn или просто любую букву в адресной строке.

Мошенничество в сети Инстаграм

Люди знают о том, что многие владельцы аккаунтов в Инстаграм накручивают себе просмотры и подписчиков, создают "липовые" истории, но почему-то забывают, что мошенники тоже умеют это делать.

Разберем на конкретном примере, аккаунт по продаже одежды. В ходе просмотра аккаунта он не вызывает каких-либо подозрений. Хорошее описание, большое количество подписчиков, актуальные истории содержащие отзывы и обзоры продаваемого товара.

Разберем признаки, указывающие на то что данный аккаунт, является мошенническим.

Если обратить внимание на описание мошеннического аккаунта, то мы не найдем здесь никакой информации об офлайн-магазине, куда физически можно приехать и пощупать товар. Также каждый уважающий себя магазин имеет свой сайт, который также всегда указан в описании. На сайте зачастую имеется информация о юридическом адресе и контактных телефонах организации.  

Стоит обратить внимание на первую размещенную публикацию на аккаунте. Если первая публикация размещена несколько недель назад, но при просмотре информацию об аккаунте путем нажатия на его имя, мы обнаружим, что аккаунт создан уже несколько лет назад, то данный факт должен вызвать подозрения. Также при осмотре дальнейшей информации необходимо обратить внимание на местоположение аккаунта, на мошеннических аккаунтах оно как правило отсутствует.

В тоже время следует обратить внимание, на раздел «Отметки», если там абсолютно пусто, данный факт указывает на то, что реальные покупатели ни разу не отметили данный магазин у себя в публикациях, несмотря на то, что аккаунт имеет большое количество подписчиков.

Одним из более явных факторов того, что магазин является мошенническим то, что при просмотре публикаций магазина мы не найдем ни одного комментария, а также то, что комментарии к публикациям вовсе ограничены.

В ходе общения администратор аккаунта сообщает вам, что оплата производится только посредством банковской платежной карты, в тоже время предоставляет ссылку якобы для оплаты товара, где будет предложено ввести реквизиты банковской платежной карты, при таком развитии событий необходимо сразу завершить переписку, т.к. в ходе дальнейшего общения администратор всячески попытается оправдать данный способ оплаты и найти множество причин, в связи с чем оплата производится только в таком порядке.

Также в ходе общения вы можете уточнить, имеются ли у магазина офлайн-точки, где можно физически ознакомится с товаром, узнать у продавца контактные данные или юридический адрес организации. Зачастую после перечня данных вопросов администратор, который ведет с вами переписку перестает отвечать на сообщения.

Особенно следует обратить внимание, что пик активности кибермошенников приходится на предпраздничные дни. Для них это самое прибыльное время: десятки людей просматривают сайты в поисках нужных подарков.

Обходите стороной предложения в Инстаграм о продаже товаров по "самым привлекательным ценам", не верьте броским заявлениям, что это якобы "секретная распродажа" или "эксклюзивные поставки прямиком от производителя", не вводите конфиденциальные данные на подозрительных сайтах.

Людей и вправду всегда интересуют товары по низкой цене или акционные предложения. Но не ведитесь на эту удочку в Инстаграм, где мошенники вовсю пытаются сыграть на ваших чувствах и желании сэкономить.

 

Информация о действиях, образующих состав преступления, предусмотренный статьей 222 УК Республики Беларусь

Все чаще в социальных сетях и мессенджерах пользователям стали приходить сообщения с предложениями без особых усилий заработать до 100 долларов за день. Что для этого нужно? Всего ничего, оформить на себя банковскую карту в банке, на который укажет мнимый работодатель, и передать сообщением в сети Интернет полученные реквизиты карты потенциальному работодателю.

Как правило, все общение проходит в сети Интернет без личного контакта. Истории, для чего нужна работодателю банковская карта чужого человека, различны. В основном это необходимость перевода денег на счета в Беларуси, а сам он не может, так как находится в другой стране.

Человек, согласившийся на такие условия сделки, становится так называемым «дропом» (подставное лицо, используемое кибермошенниками в серых схемах).  «Дроп» – человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для денежных средств, украденных мошенниками. «Дроп» переводит полученные незаконным путем денежные средства с одного счета на другой. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы киберпреступников и усложнить работу милиции.

«Дропы» бывают «разводные» и «неразводные». Отличие их только в том, что «неразводные» осознают всю тяжесть совершаемых ими деяний и умышленно занимаются этим. В большинстве своем это студенты и школьники, испытывающие нужду в финансах. «Разводные дропы» не знают, что идут на преступление, думают, что действительно работают, получая заработную плату и т.д.

Какие последствия ждут «дропов» в дальнейшем?

Ответственность за такие действия наступает по статье 222 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (незаконный оборот средств платежа и (или) инструментов) с 16 летнего возраста.

1.Изготовление в целях сбыта либо сбыт поддельных банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, а равно совершенное из корыстных побуждений незаконное распространение реквизитов банковских платежных карточек либо аутентификационных данных, посредством которых возможно получение доступа к счетам либо электронным кошелькам, – наказываются штрафом или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

2.Те же действия, совершенные повторно, либо организованной группой, либо в особо крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.

 

 Программа объединения по интересам  «Патриот»

 Общие положения

Программа объединения по интересам «Патриот» разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи по художественному профилю, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи».

Актуальность программы. Программа объединения по интересам «Патриот» военно-патриотического профиля предназначена для совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи, способствует получению и закреплению знаний, умений и навыков по гуманитарным и естественным наукам, допризывной подготовке обучающихся.

Цель: формирование патриотических качеств личности, воспитание у учащихся высокой гражданской ответственности, положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности.

Задачи:

формировать у учащихся представления о военной службе и воинском долге;

формировать специальные профессиональные знания, умения и навыки военной подготовки;

углубить знания об историческом прошлом и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

создавать условия для социализации и саморазвития личности учащихся, выявления их профессиональных интересов и склонностей;

формировать всестороннюю готовность к военно-профессиональной деятельности;

формировать систему гражданских и патриотических ценностей, национальное самосознание на основе государственной идеологии и исторического прошлого своего народа;

воспитывать ответственное отношение к сохранению и укреплению здоровья;

способствовать организации содержательного досуга, профилактике вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.

Типовая программа военно-патриотического профиля включает образовательную область: «Подготовка к военной службе».

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 15 до 18 лет. Занятия проводятся 1 (2) раза в неделю. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 35 недель.

Программа рассчитана на 140 часов. Норма наполняемости объединения по интересам составляет – от 12 до 15 учащихся. Срок реализации программы: 1 год.

Основной формой организации образовательного процесса является занятие: теоретическое и практическое.

Основными методами реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля являются:

беседа, рассказ, диспут, лекция, пример;

методы организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация).

методы стимулирования военно-патриотической деятельности (дифференцированное обучение, соревнование, участие в слетах, походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха);

методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в соревнованиях и слетах).

Формы подведения итогов – поход, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра, соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет.

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Название разделов, тем

Количество учебных часов

Всего часов

в том числе

теоретических

практических

 

Вводное занятие

2

1

1

1.

Идеологическая подготовка. Страницы военной истории

8

4

4

2.

Военная политика Республики Беларусь

6

2

4

3.

Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования

6

2

4

4.

Основы военной подготовки

34

6

28

4.1

Тактическая подготовка

5

1

4

4.2

Разведывательная подготовка

5

1

4

4.3

Инженерная подготовка

5

1

4

4.4

Огневая подготовка

7

1

6

4.5

Строевая подготовка

8

-

8

4.6

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь

4

2

2

5.

Пограничная подготовка

9

3

6

5.1

Основы пограничной службы в Республике Беларусь

3

1

2

5.2

Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь

1

1

-

5.3

Следопытство

5

1

4

6.

Пожарно-спасательная подготовка

11

3

8

7.

Гражданская оборона

6

2

4

8.

Ориентирование. Топографическая подготовка

11

3

8

9.

Медицинская подготовка

9

3

6

10.

Военно-прикладная физическая подготовка

9

-

9

11.

Основы туристской подготовки

11

2

9

12.

Военно-патриотическая песня

5

-

5

13.

Военно-прикладные виды спорта

13

-

13

 

Всего

140

31

109

 

 Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с целями и задачами программы объединения по интересам. Правила безопасного поведения учащихся на занятиях

Практические занятия.

Диагностика знаний учащихся на начало учебного года.

  1. Идеологическая подготовка. Страницы военной истории

Истоки и становление белорусской государственности. Конституция Республики Беларусь. Государственная символика. Памятные даты в военной истории. Примеры мужества и героизма белорусского народа в различные периоды истории Отечества. Выдающиеся полководцы. Герои Беларуси. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Вклад белорусского народа в Победу над фашизмом.

Практические занятия.

Викторины «Я – гражданин Республики Беларусь», «Памятные даты военной истории в моем крае», «Герои моей страны». Подготовка исследовательского проекта «Их именами названы улицы».

  1. Военная политика Республики Беларусь

Военная доктрина Республики Беларусь. Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости. Военные профессии (специальности). Условия и порядок прохождения военной службы по контракту. Система подготовки военных кадров.

Практические занятия.

Проведение урока мужества, беседы «Есть такая профессия – Родину защищать». Просмотр видеофильма о подготовке офицерских кадров в учреждениях высшего образования. Встреча с ветеранами Вооруженных Сил Республики Беларусь, участниками локальных военных конфликтов.

  1. Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования

История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Состав и назначение Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.

Практические занятия.

Посещение соединений, воинских частей и подразделений разных ведомств. Ознакомление с особенностями военной службы и распорядком дня. Ознакомление с вооружением, военной и специальной техникой воинской части. Просмотр тематических видеороликов.

  1. Основы военной подготовки
    • Тактическая подготовка

Основы обороны. Основы расположения на месте и сторожевого охранения. Особенности организации охранения. Оборудование блокпоста. Условные тактические обозначения. Основы наступления. Управление отделением в бою. Условные тактические обозначения.

Практические занятия.

Передвижение на поле боя: перебежки и переползание с использованием местности и местных предметов. Действия по командам и сигналам командира. Основы ведения рукопашного боя.

  • Разведывательная подготовка

Вооруженные силы иностранных государств. Признаки расположения на местности. Действия наблюдателя при ведении разведки. Наблюдательный пост. Взвод в боевом разведывательном дозоре в наступлении.

Практические занятия.

Выбор, оборудование и маскировка места для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов, составление схемы местности.

  • Инженерная подготовка

Фортификационное оборудование позиций, их назначение, характеристики. Инженерные мероприятия по маскировке позиций. Мины. Инженерные заграждения, их устройство и преодоление.

Практические занятия.

Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата (лежа, с колена и стоя). Установка одиночных мин. Преодоление заминированного участка местности (минного поля)

  • Огневая подготовка

История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.

Практические занятия.

Знакомство с макетами боеприпасов. Неполная сборка и разборка автомата Калашникова. Снаряжение магазина. Изготовка к стрельбе и производство выстрела на учебно-тренировочных и тренажерных средствах.

  • Строевая подготовка

Практические занятия.

Движение строевым шагом, выполнение команд «Строевым шагом – МАРШ», «Шагом – МАРШ», при движении «СМИРНО», «ВОЛЬНО», выполнение поворотов в движении, команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом – МАРШ». Движение строевым и походным шагом в составе взвода. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», выполнение поворотов на месте, команд «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кру-ГОМ». Строи отделения, взвода. Прохождение торжественным маршем.

  • Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Основные воинские традиции и ритуалы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Воинский этикет и культура поведения. Воинская дисциплина. Суточный наряд роты. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчиненные. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих. Военная присяга.

Практические занятия.

Встреча с молодыми военнослужащими. Участие в принятии Военной присяги.

  1. Пограничная подготовка
    • Основы пограничной службы в Республике Беларусь

Законодательство о Государственной границе Республики Беларусь. Общие положения законодательства об органах пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Правовой статус военнослужащих.

Практические занятия.

Проведение встреч, бесед с сотрудниками органов пограничной службы. Интерактивное занятие «Что я знаю о пограничной службе».

  • Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь

Установление и изменение Государственной границы Республики Беларусь, прохождение и изменение ее на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков. Режим Государственной границы Республики Беларусь. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при охране Государственной границы Республики Беларусь. Режим в пунктах пропуска.

  • Следопытство

Понятие о следопытстве. Классификация следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств.

Практические занятия.

Изучение и поиск утерянных следов. Ухищренные следы и их распознавание. Выполнение индивидуальных практических заданий.

  1. Пожарно-спасательная подготовка

История развития пожарной аварийно-спасательной службы. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация первичных средств пожаротушения, способы их применения. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований. Виды средств защиты органов дыхания, специфика использования, технические характеристики. Свойства боевой одежды, виды, способы изготовления, состав и комплектность снаряжения. Виды пожарных лестниц, их технические характеристики, параметры, область применения. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Практические занятия.

Ознакомление с пожарно-техническим вооружением подразделений по чрезвычайным ситуациям. Выездные занятия в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям. Проведение встреч, бесед, уроков мужества.

  1. Гражданская оборона

Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической разведки.

Практические занятия.

Практические занятия по защите в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  1. Ориентирование. Топографическая подготовка

Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте.

Практические занятия.

Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.

  1. Медицинская подготовка

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой помощи. Алгоритм действий по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Практические занятия.

Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.

  1. Военно-прикладная физическая подготовка

Практические занятия.

Комплекс вольных упражнений. Метание гранат. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Самостраховка в рукопашном бою. Приемы комплекса рукопашного боя. Упражнения, направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты. Ускоренное передвижение. Преодоление туристской полосы препятствий.

  1. Основы туристской подготовки

Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления туристских препятствий. Охрана природы.

Практические занятия.

Вязание узлов. Отработка приемов преодоления туристских препятствий. Участие в походах, спортивных соревнованиях по технике пешеходного туризма

  1. Военно-патриотическая песня

Практические занятия

Разучивание и исполнение строевой песни. Движение взвода с исполнением строевой песни.

  1. Военно-прикладные виды спорта

Практические занятия.

Военно-спортивное многоборье, военная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, прикладное плавание, преодоление туристской полосы препятствий, стрелковый спорт, упражнения на специальных снарядах и ускоренные передвижения (кросс, марш-бросок), другие виды спорта. Участие в спортивных соревнованиях.

 

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

основы идеологии белорусского государства;

основные вехи военной истории белорусского народа;

основы воинской и пограничной подготовки;

основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

правила ведения поисковых работ;

правила ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий;

В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

работать с историческими документами в архивах, музеях, с литературой, анализировать информацию, представленную в разных источниках; выполнять строевые приемы и команды;

оказывать первую медицинскую доврачебную помощь;

оборудовать туристский лагерь;

работать со сведениями по топографической подготовке;

владеют основами поисково-исследовательской работы.

 


 Литература и информационные ресурсы

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 янв. 2022 г. № 154-3. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. -
    512 с.
  2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Республики Беларусь, 25.07.2011, № 149 (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 318) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22238827&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 22.08.2024.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020г.№312. [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. - Режим доступа: https://edu.gov.by/molodezhnaya-politika/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsiya/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 октября 2023 г. № 325 «О типовых программах дополнительного образования детей и молодежи». [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.08.2024, 8/41011 https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22441011p
  5. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07.08.2019, № 525 (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 № 29, от 31.08.2022 № 570, от 15.11.2022 № 780) // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy. – Дата доступа: 22.08.2024.
  6. Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. – Минск : Университетское, 1985.
  7. Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. – Минск: РИВШ, 2015. – 253 с.
  8. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
  9. Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый): Вучэб. дап. /

В.І. Галубовіч [і інш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.І. Галубовіча і Ю.М. Бохана. – Мінск : Экаперспектыва, 2023. – 472 с.